Что есть корпоративная культура?
Культура ведения бизнеса, кажется, интуитивно понятным абсолютному большинству. А вот корпоративная культура нередко представляется чем-то отвлеченным от реального бизнеса. Искусственно привнесенным, незначительным и совершенно факультативным. В качестве самостоятельного феномена, корпоративная культура не вполне ясно воспринимается в контексте бизнеса. Культура часто представляется как нечто возвышенное или обобщенное. В первом случае культура ассоциируется и искусством, живописью, литературой, театром, кино и прочими развлечениями. Во-втором – культура воспринимается как общественная данность. Например, нормы приличия и поведения, которые едины для всех членов общества. Поэтому культура может легко оказаться вне зоны интереса и внимания собственников и руководителей. Однако это большое упущение. Поскольку корпоративная культура – эффективный инструмент управления, развития и изменения организации. И ниже мы попробуем кратко и ясно объяснить почему.

Корпоративная культура – не свод правил
Нередко корпоративную культуру сводят к системе правил. Правила, конечно, нужны. Но это лишь «верхушка айсберга». Они не являются сутью культуры, а лишь частным формализованным ее выражением. Строго говоря, существование правил оказывается возможным лишь потому, что существует культура определенного типа. Какие бывают типы корпоративной культуры мы рассмотрим в другом разделе.
В чем отличие «формальной» и «реальной» корпоративной культуры?
Помимо бюрократических воззрений, может возникать подспудное отношение, что заниматься корпоративной культурой – дань моде. И это дает основание формальному подходу.
Заниматься корпоративной культурой поручают отделу HR. Сотрудники отдела кадров с рвением берутся за дело. Например, проводятся корпоративные мероприятия, внутренние тренинги, формализуются некоторые правила и стандарты. Создаются брендбуки, форма, стиль и многое другое. Собираются во едино декларируемые цели, миссия и ценности компании. Созданные материалы, действительно, используются для адаптации новых, вновь присоединившихся сотрудников. Отдел кадров умеет и любит работать над «внутренним» брендом компании. Такая работа, действительно, может иметь положительное влияние на восприятие компании работниками. Но, только если формальные тезисы подкреплены делами. Например, компания декларирует, что заботится о сотрудниках. А сотрудники работают во время отпуска и с температурой 39. Или декларируется ценность семейственности – «компания – большая семья». Но при этом сотрудника отдела продаж увольняют за невыполнение плана. Закономерное действие руководителя отдела продаж выражает реальную культуру компании. В то время как декларируемая ценность «семейственности» оказывается бесполезной и бессильной. Сейчас нет задачи определить, какие ценности лучше и правильнее.
Важно понять, что расхождение реальных и декларируемых ценностей лишает компанию силы. Поскольку сотрудники вынуждены тратить время и силы чтобы разделять и исполнять формальную культуру и реальную. При этом бизнес строится на реальной культуре. Почему возникает и как преодолевается разрыв между формальной и реальной культурой мы посветим отдельную статью.

«Реальная» корпоративная культура даёт компании силу
Компании, которые выражают свои истинные ценности, (как есть на самом деле, а не «маскируют фасад»), быстрее находят и лучше интегрируют новые кадры. Работа компании оказывается более слаженной, эффективной и устойчивой. Сотрудники, да и руководители, перестают путаться в хитросплетениях реальных и формальных культурных предпосылок. А значит – могут более ясно и четко выстроить свою линию поведения и работы.

Почему руководители редко связывают корпоративную культуру с бизнес-успехами компании?
Как мы упомянули ранее, работа над корпоративной культурой может вестись очень активная. Но формальная. Возможно поэтому редкий руководитель напрямую связывает работу над корпоративной культурой с реальными бизнес-успехами организации. И для этого действительно есть основания. А именно стресс-тест: преодоление реальных трудностей. Когда случаются кризисные ситуации, какую роль в преодолении играет корпоративная культура? Бренд бук, внутренние тренинги, ценности и миссия? Если всё это формально – то минимальное. Мудры те руководители, которые знают истинное значение корпоративной культуры. Ведь на самом деле культура организации – фундаментальный атрибут, который обуславливает жизнедеятельность вашей компании.
В чём суть культуры?
Культура – однокоренное словам культивация и культ. И это не случайно. Культура возникла многие тысячелетия назад. С момента как люди стали культивировать то, что представляет ценность.
Для наглядности обратимся к историческому примеру. Известна неолитическая деревня Гёбекли-Тепе возрастом 10 тыс. лет. Жители деревни культивировали изготовление обсидиановых резцов – главное и лучше орудие своей эпохи. В своём расцвете деревня насчитывала до 1000 человек, которые жили и «кормились» этим ремеслом. Продукция пользовалась спросом в радиусе нескольких тысяч километров, поскольку люди того времени жили (то есть культивировали) охотой и собирательством. Насколько известно, централизованного управления в деревне не было. Посреди деревни стояли каменные истуканы. Умерших родственников хоронили «под лежанкой», где спали. А двери были на крыше.
Все, что мы описали выше устойчиво культивировалось несколько тысячелетий. Почему такая длительность была возможна? Культивация ценностей, то есть культура, крепко связывает между собой мировоззрение, понимание мира и себя в нем, форму организации людей, жизнедеятельность и быт: производство и экономику; историю, верования, убеждения и многое другое. В результате возникает устойчивая форма организации человеческой жизнедеятельности. Все её аспекты взаимообусловлены, и развиваются последовательно, равномерно и органично. О том как формируется и развивается корпоративная культура мы разберем в другом разделе. Сейчас же важно понять, что любая культура и, в частности, корпоративная культура, суть – устойчивый процесс культивации ценностей. Что же это значит для организации? Корпоративная культура включает всё, что компания делает, и предопределяет конечный результат.

Какое значение культура имеет для компании?
Все что компания делает, как компания выглядит, чем руководствуется, какие цели ставит, какой стратегии придерживается, как управляется, как устроен процесс производства, и какие технологи используются – все это корпоративная культура. Удивительно, но конечный продукт или услуга – также результат корпоративной культуры. Корпоративная культура – совокупность всех процессов, которые происходят в компании. От первого «здравствуйте, коллеги» до финального продукта. И такое понимание корпоративной культуры открывает колоссальные возможности для управления организацией и внедрения изменений. Однако и показывает необходимость серьезного вовлечения высшего руководства организации в работу с корпоративной культурой.